Медицина Древней Индии: история, особенности
Индия — страна контрастов, причем, в самых крайних их проявлениях. Это в полной мере относится и к медицине Индии.
Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.
В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.
Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.
Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай — именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.
Оглавление:
- 1 Формирование древнеиндийских философских знаний
- 2 Китайская медицина относительно философских учений
- 3 Зарождение врачевания в ведийскую эпоху
- 4 Причины стремительного развития медицины в Древней Индии
- 5 Медицина Древней Индии: школы врачевания
- 6 Становление профессии врача в Древней Индии
- 7 Древнеиндийские центры врачевания
- 8 Подписывайтесь на мои социальные сети:
Формирование древнеиндийских философских знаний
Во 2 тыс. до н. э. формируются первые древнеиндийские философские представления. До наших дней они дошли в виде литературных памятников, которые получили общее название «Веды». Здесь собраны древние гимны, песнопения, заклинания и прочее. Веды — первая попытка человека по-философски истолковать окружающую среду. Хотя здесь можно найти наполовину мифическое и суеверное толкование окружения человека, но этот труд является первым предфилософским источником.
В древнеиндийской философии смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Философия и медицина Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.
Китайская медицина относительно философских учений
Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур – конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.
Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан – сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.
Зарождение врачевания в ведийскую эпоху
Особенности медицины Древней Индии в ведийскую эпоху малоизвестны. Есть скудные данные в «Ригведе» о трех заболеваниях: чахотке, проказе и кровотечениях. В отдельных разделах «Ригведы» описываются магические обряды врачевания. Для ведийского периода свойственно переплетение лечебных познаний с магическими обрядами и религиозными верованиями.
Мифологические персонажи в ведийской религии связаны с понятиями о здоровье, болезнях и врачевании. Все представления древних индусов описаны в «Атхарваведе». Здесь собран весь народный опыт по исцелению травами, но для излечения от болезни необходимо молиться, произносить заклинания и приносить жертвоприношения. Бхишадш, или «изгоняющий бесов», — самое первое обозначение индийского врачевателя. Постепенно заклинатель превратился в целителя, но название осталось прежним. Также кардинально изменились понятия о причинах заболеваний.
Аюрведа
Аюрведа представляет собой традиционную индийскую медицину, имеющую глубокие корни. Она ведет свое начало с древнейших времен. Легенда ее возникновения гласит, что она является откровением древнеиндийских мудрецов, которые 7000 лет назад познали законы Вселенной и передали их людям.
В IV-VIII веках до нашей эры индийцы уже имели большие познания о строении тела человека и подробно описывали кости скелета. Также они знали множество целебных растений, изучили их качества и даже использовали травы с бактерицидными свойствами. Целебные растения даже упоминаются в знаменитых индийских Ведах.
Распространение в мире
Аюрведа значительно повлияла на развитие восточной медицины, а также проникла в Европу. Особенно популярны были целебные растения, которые широко использовались индийскими врачевателями. Их собирали в Индии в большом количестве и отправляли на кораблях и караванах в страны Азии, Средиземноморья, Каспия, Черноморского региона, Южную Сибирь и Китай. Из этих растений самой большой популярностью пользовались корица, мускус, сандал, алоэ и др.
Аюрведические врачеватели с древних времен владели ринопластикой. В XVII веке они обучали этому британских докторов. Но позже стала развиваться европейская медицина, аюрведа не выдержала конкуренции и отошла на второй план.
Ее возрождение наступило лишь в ХХ веке. Сначала она стала популярной в западных странах, а в конце ХХ века и в нашей стране.
В наше время медики многих стран используют основные аюрведические процедуры. К ним относятся лечебные диеты, очищение с помощью клизм, ванны, обливания водой различной температуры, определение заболеваний по пульсу и дыханию и т. д.
Главные принципы аюрведы
Аюрведа считает, что человек – это неотъемлемая часть мироздания, единая со всей Вселенной. Причиной появления болезни всегда является нарушение этой связи и потеря равновесия. Индийские целители убеждены, что если в организме человека существует гармония, то никакие вирусы и инфекции ему не страшны, тело мобилизует свои силы и справляется с болезнью.
Поэтому главной заботой аюрведических врачей является восстановление нарушенного баланса и гармонии в теле. Тогда сопротивляемость человека возрастает, он становится способным противостоять болезням и побеждать их.
Также, по мнению индийских врачей, очень важно качество пищи и воды. Если оно неудовлетворительное, внутреннее равновесие организма нарушается, и появляется болезнь.
Прежде всего, должны правильно совершаться все естественные отправления в теле. Во-вторых, органы чувств должны работать правильно. В-третьих, состояние ума должно быть ясным. Если эти элементы уравновешены, человек здоров. Кроме того, болезнь может появиться как результат воздействия вредной пищи и нездоровой воды, а также влияния различных времен года.
Для постановки диагноза индийские врачеватели подробно опрашивают человека, осматривают его тело, проверяют теплоту и цвет кожи, состояние языка, прослушивают шумы в легких и голос, исследуют выделения и пр.
В аюрведе особо выделяются самые важные части тела. Ими считаются ладони, стопы ног и паховые зоны. По ним также проводят диагностику.
Причины стремительного развития медицины в Древней Индии
В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название – страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.
К памятникам аюрведической литературы того времени относят «Сушрута-самхита» и «Чарвака-самхита». Первая из них является самым древним трактатом о хирургии, где описано проведение более 300 операций, рассказано о 120 медицинских инструментах и 650 лекарственных средствах.
Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.
Медицина Древней Индии: школы врачевания
С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.
Становление профессии врача в Древней Индии
Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.
Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.
Древнеиндийские центры врачевания
Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.
Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.
История медицины Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлось почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.
Свежие комментарии